Героические образы в музыке русских композиторов

Тезисы

Предложенный для внимания конспект открытого урока с приложениями опубликован на сайте «Фестиваль педагогических идей - 1 сентября». В данной статье представлены некоторые подходы к организации продуктивной деятельности на уроке музыки и пения в коррекционной школе и разработка конспекта урока в 7 классе по теме «Героические образы в музыке русских композиторов».

 

Организация продуктивной деятельности на уроке музыки и пения в коррекционной школе

Традиционная дефектологическая наука основным методом обучения наших детей всегда считала репродуктивный, работу по образцу, однако изменение социально-экономических условий и общей парадигмы образования коснулось и коррекционного образования. В нашу школу пришли методики развивающего, проблемного обучения, проектные. Разумеется, их внедрение и использование требует тщательного изучения, отбора и апробации на предмет доступности и возможности использования.

Одной из таких технологий является технология развития субъектности ученика, неотъемлемая составляющая которой - это увеличение объема и уровня продуктивной деятельности и снижение объема деятельнос­ти репродуктивной. Конечно, уровень освоения продуктивной деятельности у наших учащихся различен. Поэтому необходима реальная дифференциация содержания.

А это значит - разработка разноуровневых заданий. Для этого прежде нужно:

- предварительно сформировать концепцию преподаваемого предмета;

- вычленить ключевые понятия курса;

- определить минимум общеучебных и специальных умений и навыков, ко­торые должны быть освоены учащи­мися в процессе обучения.

При разработке системы заданий в основу положен общепринятый критерий разделения заданий по уровням сложности: это задания репродуктивно­го характера, где используется работа с образами, текстовые задания для повышения продуктивной деятельности. В редких случаях могут были использованы вопросы творческого характера, где оценивается умение применять получен­ные знания для решения учебных задач. представленном конспекте урока отражены некоторые подходы к организации продуктивной деятельности на уроке в коррекционной школе.

 

Конспект открытого урока по предмету «Музыка и пение» в 7 классе специальной коррекционной школы VIII вида.

Тема: Героические образы в музыке русских композиторов

Цели:

Образовательная: закрепить полученные знания о творчестве русских композиторов, закрепить понятие «жанр», отработать навыки хорового и сольного пения, отработать навыки построения ритмических рисунков с помощью магнитных нот – длительностей на магнитном нотном стане, отработать навык исследовательской деятельности в процессе сбора и обработки новой информации.

Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал.

Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, любви к родине, гордости за великих защитников нашей родины через слушание симфонических произведений героико-патриотического характера; воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.

Музыкальный материал:

  • Аудиозапись хора «Славься!» из оперы «Жизнь за Царя» М.И.Глинки
  • Аудиозапись хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева
  • Аудиозапись (минус) песни «Не отнимайте солнце у детей!» (Е.Лучников – Е.Бондаренко - В.Попков)

Дополнительное оборудование:

  • Компьютеры
  • Музыкальный центр
  • Нотный стан (магнитный) и набор магнитных длительностей (целые, половинные, четвертные и восьмые)
  • Портреты великих русских полководцев, народных героев и героев ВОВ

НевскийСусанинДонской

СуворовМаресьевСолдат ВОВ

 

Ход урока

1. Организационный момент.

(Учащиеся входят в класс под сопровождение хора «Вставайте, люди русские!»)

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Прежде чем поговорить о музыке, которая вас встретила сегодня, мне хочется обратить ваше внимание на доску. Что же необычного вы видите?

Дети: Отсутствует тема урока.

Учитель: Действительно, тему урока мы постараемся вывести вместе, опираясь на ваши рассуждения во время обсуждения музыкальных произведений.

2. Введение в тему урока.

Учитель: Ребята, вы прослушали знакомую вам музыку. Постарайтесь вспомнить кто автор этого произведения, название произведения. Воспользуйтесь памятками музыкальных характеров и опишите характер музыки.

Дети: Это хор, так как звучало много голосов.

Учитель: Вы правы – это хор. Какие голоса вы услышали в хоре - мужские или женские?

Дети: Это был смешанный хор.

Учитель: Как он называется, для чего композитор включил хор в большое произведение?

Дети: «Вставайте, люди русские!». Этот хор призывает всех защищать родину от врагов. Имеет торжественный, призывный и героический характер, рисуя нам образы героев.

Учитель: Это действительно так. Хор, который вы прослушали, является частью большого произведения – кантаты, вспомните ее название. В этом вам помогут портреты, расположенные по всему классу.

(учащиеся перечисляют знакомых полководцев)

Дети: Кантата названа именем полководца «Александр Невский». В 1242 году он с русским войском победил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище.

Учитель: Все верно, но вы не назвали композитора, создавшего кантату «Александр Невский»...

Дети: Это русский композитор – С.С. Прокофьев.

Учитель: Время создания и содержание кантаты мы вспомним чуть позже, а сейчас скажите, пожалуйста, неужели только полководцы могли быть защитниками родины?

Дети: Нет, мы знаем народных героев, которые не были полководцами, например русский крестьянин Иван Сусанин. В опере «Жизнь за Царя» композитор М.И.Глинка показывает нам героический подвиг героя.

Учитель: Скажите, ребята, чем похожи эти два произведения?

Дети: В обоих произведениях композиторы рассказывают о героях русской земли и их подвигах.

Учитель: Прекрасно, мы вплотную подошли к раскрытию темы сегодняшнего урока. Озвучьте свои предположения.

Дети: Герои в музыкальных произведениях.

Учитель: Верно. В музыке каких композиторов?

Дети: Русских композиторов.

Учитель: Итак, тема урока раскрыта - «Героические образы в музыке русских композиторов»

Учитель: Вернемся к опере «Жизнь за Царя». Кто вспомнил название хора? Если затрудняетесь, то обратите внимание на повторяющиеся слова в тексте.

(читаем хором слова хора на доске)

Дети: Повторяется слово «Славься!». Так и называется хор.

Учитель: Я предлагаю сегодня вам самим побывать в роли композиторов и составить ритмический рисунок хора с помощью нотных длительностей. Чтобы вам было легче, давайте прохлопаем этот ритмический рисунок.

(учащиеся делятся на группы и составляют ритмический рисунок для слов хора)

 

Славься, славься ты Русь моя!

 

Славься русская наша земля!

 

Да будет вовеки веков сильна,

 

Любимая наша родная страна!

 

Учитель: Пожалуйста, прикрепите ваши ритмические рисунки к нотному стану на доске. Каждая группа вывешивает свой такт. Всего тактов четыре.

(группы проверяют правильность ритмического рисунка у своих товарищей)

Учитель: Вы отлично справились с заданием. Предлагаю вам исполнить заключительный хор из оперы «Жизнь за Царя».

(стоя учащиеся исполняют хор)

Учитель: Спасибо за исполнение с сохранением характера, духа героического подвига и торжественности. Присаживайтесь. Сегодня я предлагаю вам самим составить рассказы о жизни и творчестве двух великих русских композиторов – М.И. Глинке и С.С. Прокофьеве опираясь на сведения в электронной Энциклопедии Классической Музыки. Работать вы будете в парах. Выберете задания и приступайте к его выполнению. (Приложение документ Word)

(учащиеся вписывают пропущенные слова из биографии композиторов в заранее подготовленные учителем карточки-задания, после чего читают рассказ классу и задают по одному, два вопроса)

Учитель: Спасибо за работу. Последним этапом сегодняшнего урока-закрепления будет решение теста в программе Конструктор тестов. На бумажном носителе (Приложение документ Word). Оценку вам выставит компьютер, поэтому читайте внимательно вопросы и предлагаемые ответы.

(после выполнения тестового задания учащиеся озвучивают количество верных и неверных ответов, а также оценку)

Учитель: Ребята, давайте подведем итог урока. О чем мы говорили, какую важную и интересную тему затрагивали сегодня?

Дети: Мы говорили о подвигах русских героев, запечатленных в музыкальных произведениях русских композиторов.

Учитель: Умницы! Скажите, пожалуйста, а в наше время вы встречали и слышали о героях? Может ли каждый из вас стать героем? Что нужно для этого сделать?

Дети: Быть добрым, отзывчивым, смелым.

Учитель: Это так. Я думаю, что каждый из вас уже совершил и в будущем совершит не один благородный поступок, ведь только доброта спасет наш мир. Вы со мной согласны? В заключении я хочу пожелать, чтобы вас окружали отзывчивые, добрые люди. Над вами светило яркое солнце, и небо было чистым и ясным. Предлагаю разделиться на солистов и хор для исполнения песни «Не отнимайте солнце у детей!» (Приложение документ Word)

 


2018, г.Березники, Сайт учителя музыки и пения Назаровой Кристины Павловны

Страница Назаровой Кристины Павловны в Социальной сети работников образования

Разработка сайта Links Dynamics